06:10 Ремесло и дар прекрасный | |
Ремесло и дар прекрасный! В каждом сельском поселении Тулунского района можно найти людей приветливых, увлечённых своим делом. Рукоделие – дело такое: кто-то им всю жизнь занимается, а кто-то недавно взялся создавать маленькие шедевры своими руками. Тканые половики, рушники, скатерти - это что-то из детства. Мы помним, когда у наших бабушек радугой выстилались по полу ткацкие половики и даже могли видеть процесс их создания. Но ткачество живо, актуально и сегодня. Не верите? А вот, мастерица из села Умыган Тулунского района, Олеся Александровна Крушевская считает иначе. Олеся, какие материалы Вы используете в ткачестве? - Тканые вручную изделия имеют особенную энергетику, это чувствуешь, когда работаешь и когда получаешь отзывы от людей, которые видят твои изделия. Самый волнительный момент, когда ты заканчиваешь работу и снимаешь ее со станочного вала! Ведь до этого момента не видишь ее полностью. Многое зависит от материалов, поэтому я очень люблю и в большей своей части использую в работе только натуральные: хлопок, лен, шерсть. А для половиков — ситец, бязь, хлопковую трикотажную пряжу. Особенно люблю трикотажную пряжу, она более доступная в продаже и дает полет фантазии на тканом полотне, но какие бы не использовала материалы, результат всегда радует. Такие вещи можно передавать по наследству. Считается ли ткачество трудоемким ремеслом? - В ткачестве самый важный момент имеет трудоемкий этап заправки станка. Он подчас занимает больше времени, чем само ткачество. Начинается он с подготовки и расчета ниток для основы (это нити, заправленные в станок). Начало — снование. Для него используется специальное приспособление — сновалка. Количество и длина нитей зависят от того, какой ширины и длины будет изделие. Когда все нити пробраны, начинается процесс навивания основы на вал. После этого все нити пучками подвязываются к пришве, и можно приступать непосредственно к ткачеству. Подготовка станка занимает до 3 дней. Олеся Александровна – красивая, обаятельная женщина, умудряется в своём плотном графике, заполненным домашними делами, работой в учреждении культуры, находить время для рукоделия. Часами подбирает модели, схемы, узоры, пряжу, разнообразные техники и способы плетения, ткачества, вязания. Соткать полотно для Олеси была мечта. Ей хотелось освоить настоящий станок кросна. Так родился проект «Светлица» под руководством Натальи Крушевской, и уже в 2012 году на выигранный грант удалось приобрести такой станок. Но Олесе, не смотря на свою нагрузку руководителя учреждения культуры, хотелось самой освоить работу за станком. Что вы чувствуете, когда занимаетесь ткачеством? - Чем дальше я осваиваю ткачество, тем больше понимаю, что границ возможностей и фантазии не существует. Каждый раз, садясь за станок, испытываю трепет и чувствую себя волшебницей, когда рождается полотно. Олеся, почему Вы выбрали именно ткачество? — Это самый часто задаваемый мне вопрос. Я сама себя спрашиваю: «Почему?» Сколько себя помню, любила рукодельничать. Это, наверное, от родителей: папа Александр Николаевич работал в колхозе, но всегда находил время для творчества в оформлении усадьбы, мама Татьяна Михайловна, вышивала, плела макраме, сейчас увлеклась лоскутным шитьем. А меня привлекали разноцветные тряпочки и ниточки. С детства, всегда с любовью, смотрела на рукоделие своей прабабушки по маминой линии Хохловой Валентины Даниловны 1911 года рождения, уроженки Дисенского района Виленской области республики Беларусь, которая после замужества проживала в селе Будагово. Мне казалось, что тканные половики, засланные по всей длине большой избы, грели не только ноги, но и душу. На всех стульях и табуретках были сшитые из пестрых лоскутов накидки. На этажерке, стареньком телевизоре и большом радиоприемнике лежали красивые кружевные салфетки. Запомнилось постельное белье, расшитое нежными цветами гладью, из-под покрывала свисала филейная подзорина. Также моя бабушка, Хохлова Галина Игнатьевна 1940 года рождения из села Кадуй, также славилась своим рукоделием. Она была швеей самоучкой. Шила для всей деревни платья, рубахи, брюки, халаты и многое другое. Часто украшала свои изделия вышивкой крестом. Раньше мастерство передавалось из поколения в поколение, от матери — к дочери. Так и у нас передалась любовь к рукоделию и нам, трем сестрам, а сейчас мы уже передаем своим детям. В наше время ручное ткачество — редкость, но оно имеет большое будущее. Его надо изучать, сохранять и развивать. Для рукодельниц села Умыган — это в первую очередь способ самовыражения, изучения и сохранения древнейшего ремесла. Мастерицы вплетают старые традиции в современную жизнь и строят вокруг себя мир, в котором тепло, уютно, душевно и надежно.
Елена Лисицкая | |
|
Всего комментариев: 0 | |