Меня часто спрашивают почему название проекта детского парка «Виноградовское подворье»? Сделать интерактивный детский парк – задача вообще сложна тем, что создаваемые площадки в нем по разным направлениям «Мир сказок», «Крестьянское подворье», «Русская горница», «Ремесленная лавка» должны развиваться по собственным задачам, но с единой целью – стать составляющим в образовательном комплексе для организации досуга детей и взрослых путём приобщения их к народному творчеству, народным ремёслам.
Наш проект выполнил задачу по расширению предлагаемых услуг открыты две мастерские: гончарное и ткацкое дело. Сейчас в них работают заслуженные мастера своего дела: Народный мастер Иркутской области Федорова М.А., Народный мастер Иркутской области Федоров А.А. и Свешникова Е.Н.
Когда начинались работы по благоустройству территории учреждения, оказалось места мало, развернуться бы. Но и здесь пришел на помощь глава сельского поселения Греб А.В. и выделил нам площадь, где планируем разместить «Крестьянское подворье». Продолжаются работы на площадке «Мир сказок», где размещены деревянные фигуры сказочных персонажей и строятся малые архитектурные формы.
Главный принцип, которому мы придерживаемся, в создании парка – это создать комфортные условия и место притяжения для людей разного возраста с разными интересами и способностями. Поэтому создание парка не ограничивается посадкой деревьев, установкой лавочек и урн – мы смотрим на это значительно шире. Через деятельность интерактивного детского парка «Виноградовское подворье» дети будут чувствовать свои возможности, познавая окружающий мир вокруг, через народные календарные праздники и историю детского фольклора, знания в этой области, которые заложил Г. С. Виноградов.
В одной из программ наблюдений «Детский фольклор и быт» 1925 года выпуска очень хорошо представлено понимание детского фольклора и его значимость в воспитании детей. Детская жизнь по описанию Георгия Семеновича имеет свои самобытные черты. «Ребята живут и сознают себя обособленным миром. Играют в игры, независимо от участия взрослых, учатся играм, наследуя их не от «больших» непосредственно, а от «своего брата». Но не будем отрицать тесную связь между жизнью взрослых и жизнью детей. Детский мир испытывает на себе влияние мира взрослых, поэтому и создается для них интерактивный детский парк, где будет возможность в совместной деятельности показать многогранность детского творчества в рамках образовательного процесса и проводимых календарных праздников с народными играми, танцами, песнями, припевками и т.д.
Изыскания детского фольклора находили и в селе Гуран. Одна из простых детских песен была записана Г. С. Виноградовым в селе Гуран Тулунского уезда, восьми – девятилетние ребята (дети новоселов из разных губерний России) напевали, например:
Тара-ра, тара – ра
вышли кони сы двара;
как у нашыва гыспадина
разыгралася скатина,
утки у дудки,
бараны в барабаны,
каза ходит в сарахване,
волк ходит у сиртуке,
носит трубку в руке.
Материалы по детскому фольклору, собранные Г. С. Виноградовым уникальны, не должны лежать на полках библиотек, их нужно «разбавить живым чувствованием в окружающее; тогда игра будет с той живостью, с которой она «делается». «Надо войти в круг детских интересов, стремлений, тревог, чтобы полно воспринять «живую зелень» дерева детской жизни» - так писал Г. С. Виноградов. Все эти размышления послужили создать проект интерактивного детского парка «Виноградовское подворье». Наши дети узнают, какое удовольствие, встав летом утром рано, как это делали раньше, покосить траву на росе, ощутить связь с землёй-матушкой! Почувствовать неповторимый вкус щей, приготовленных в русской печке и запах топлёного молока. А как интересно попрясть на старинной прялке, сплести из лозы корзину, выкрутить крынку из глины, серпом сжать спелые колосья пшеницы!
Команда проекта постарается сделать все, чтобы сельские дети, погружаясь в атмосферу народного творчества, сказок, народных праздников, игр выходили из стен нашего учреждения мастерами с богатой русской душой и гордостью за русские традиции.
Елена Лисицкая
|